Наша Газета

Тайна черных коллекторов

Должникам от имени крупных коллекторских агентств, являющихся членами Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), поступают некорректные сообщения с угрозами. Если должник жалуется при этом в ассоциацию, начинается расследование, в результате которого выясняется, что номер, с которого отправлено СМС с угрозой, не имеет никакого отношения к уважаемым на рынке агентствам.

Так, на прошлой неделе крупному агентству «Сентинел Кредит Менеджмент» поступила жалоба от должника, который получил СМС с угрозой убийства в случае, если он не вернет долг, рассказывает заместитель председателя правления агентства Александр Савинов. «В тексте сообщения, наряду с угрозой, в качестве контакта для обратной связи былы указаны наименование нашей компании и номер контактного центра. Для нас это вопиющий случай, потому что такие действия запрещены законом. В настоящее время мы готовим обращение в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела. Считаем, это была провокация, которая, возможно, выполнялась с целью навредить деловой репутации «Сентинел Кредит Менеджмент», — говорит Савинов.

С такой же ситуацией столкнулись и в компании «Секвойя Кредит Консолидейшн». «У нас тоже в феврале был инцидент с СМС-сообщениями. Некоторые должники получали не совсем корректные СМС от имени другого коллекторского агентства, но с указанием наших контактов. Сами сообщения рассылались через интернет-интеграторы, и отправителя установить было невозможно, несмотря на наши попытки расследовать данный инцидент. Правда, подобные сообщения были единичны и ущерба компании не наносили. Поэтому и попытки расследования с нашей стороны не были особенно интенсивны», — рассказывает президент агентства Елена Докучаева.

С провокациями, только другого типа, сталкивались и в агентстве M. B. A. Empire, причем несколько раз за это полугодие. «Последний случай произошел где-то три месяца назад. В НАПКА поступают по электронной почте жалобы на то, что на дверях квартир должников, с которыми мы работаем, были краской написаны угрозы, а подпись к этим угрозам – «М. Б. А. Empire». Однако наши специалисты не могли этого сделать хотя бы по той причине, что в тех регионах, откуда поступали жалобы, вовсе нет наших представителей», — рассказывает генеральный директор компании Виктор Воденко.

«Когда мы вели разбирательство по этим делам, сами жалобщики не смогли нам предоставить фотографии испорченного имущества и надписей, о чем мы настоятельно просили, поскольку планировали сами обратиться в правоохранительные органы. С должниками же связаться не удалось. Все это вызвало подозрения, что кому-то выгодно выставить нашу компанию в негативном свете, а в НАПКА они направлялись для того, чтобы испортить репутацию крупного законопослушного коллекторского агентства», — делает свои выводы Виктор Воденко.

Сейчас закона, регулирующего коллекторскую деятельность, нет. Однако полномочия коллекторов прописаны в законе «О потребительском кредитовании», который вступил в силу с 1 июля 2014 года. Согласно этому закону, коллекторы имеют право совершать звонки и отправлять СМС только с 8 утра до 10 вечера в будние дни и с 9 утра до 8 вечера — в выходные. Представители коллекторских агентств должны представиться, назвать должность и Ф. И. О., оставить контакты для связи. Коллекторы не имеют права угрожать жизни, здоровью и имуществу должника или членам его семьи. Согласно статье 137 УК, такие меры могут быть расценены как нарушение неприкосновенности.

Как говорит директор НАПКА Борис Воронин, количество таких «тяжелых» жалоб составляет менее 1%, и пока неясно, какова причина явлений, когда должник жалуется на коллекторскую компанию. Но по факту разбирательств выясняется, что агентство не совершало никаких противоправных действий. По словам Воронина, объяснений может быть несколько. «Во-первых, в среднем на одного российского заемщика сейчас приходится два кредита, а у 10% их четыре и более. Так что распространены ситуации, когда должник имеет несколько задолженностей, с которыми работают разные коллекторские агентства. В результате за незаконные методы работы одного зачастую приходится отвечать другому.

«Можно представить, что и впрямь сотрудники агентств по личной инициативе покупают «симку» и «работают» с должником таким образом. Хотя вероятность такого на порядок меньше именно в профессиональных агентствах, которые очень строго обучают и контролируют своих сотрудников, ведут стопроцентную запись телефонных звонков, проводят по 50 тренингов в год», — добавляет Воронин.

Как рассказал руководитель коммерческого департамента БКБ «РуссколлектоР» Евгений Арсентьев, примерно два года назад была похожая ситуация на рынке. «Однако та компания, в которой я работал, – Столичное коллекторское агентство – особо не пострадала от таких действий. Что касается сегодняшней ситуации, то надо отметить, что многие коллекторы существенно сократили СМС-трафик после того, как на рынке резко возросли тарифы сотовых операторов. Поэтому фальшивые СМС достаточно быстро находятся и у компаний есть возможности на экстренное реагирование», — говорит Арсентьев.

По его словам, в историю о черном PR не верится, поскольку все это делалось бы в интересах какого-то крупного игрока. «А в нашей сфере такие игроки давно научились добиваться превосходства более законными методами», – утверждает коллектор. Остаются две версии: либо кто-то пытается найти оправдание ошибкам в своей работе, либо, что более вероятно, мелкие игроки пытаются воспользоваться более весомым брендом для воздействия на своих должников, заключает Арсентьев.

Конструктор сайтов
Nethouse