Наша Газета

Банки автопроизводителей перестали выдавать льготные кредиты на машины

В свою очередь крупнейший по объему рынка автокредитования, по оценке Frank Research Group (Frank RG), ВТБ 24 выдаст 1 млн рублей на покупку автомобиля под 16,5%. Русфинанс Банк и дочерняя структура Сбербанка Сетелем Банк, занимающие вторую и третью строчку рейтинга, — под 26% и 24,5% соответственно.

«Раньше у кэптивных банков в целом условия по автокредитам были лучше, чем у универсальных банков, ведь их задачей является поддержка материнской компании. Исключения составляли специальные программы универсальных банков с автопроизводителями», — говорит гендиректор исследовательской компании Frank RG Юрий Грибанов. «Карманные» банки в основном держали ставки до конца прошлого года, но в январе текущего кредиты резко подорожали, уточняет сотрудник крупного дилерского центра.

Впрочем, ряд автопроизводителей ставки держат до сих пор. Например, у Audi кредит на два года со взносом в 15% стоит 17%. В то же время входящие в тот же концерн Volkswagen и Skoda ссужают под 23%. Представитель Audi говорит, что субсидирование ставки продолжится до конца февраля, решение о продлении пока не принято.

Кэптивные банки раньше имели преимущество перед универсальными за счет возможности двойного фондирования: локального и дешевого зарубежного, объясняет директор департамента автокредитования Сетелем Банка Владимир Мартюков. «После введения санкций доступ к иностранному капиталу был закрыт. Банки автопроизводителей встали в общую очередь на российском межбанке, а тут деньги сильно подорожали. Иностранные автопроизводители могли намеренно поднять ставки, чтобы ослабить спрос на автокредиты, тем самым снизив объем финансирования «карманных» банков», — говорит он.

«Семейные» банки были вынуждены поднять ставки, потому что подорожали деньги, подтвердил РБК представитель BMW. Виной всему слабый рубль и высокая ставка ЦБ. Автопроизводители готовы субсидировать ставки при условии высоких продаж, но на падающем рынке, как правило, компании оптимизируют расходы, говорят сотрудники представительств двух автомобильных брендов. В 2014 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в России снизились на 10,3% до 2,5 млн штук. АЕБ ожидает, что в 2015 году рынок может потерять еще четверть, по базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers — 35%.

Ставки растут еще и потому, что кэптивные банки конвертируют рублевую прибыль в валюту, чтобы консолидировать свои финансовые результаты с головной компанией, отмечает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Также за счет высоких ставок автопроизводители хеджируются от дальнейшего ослабления рубля, добавил аналитик.

Конструктор сайтов
Nethouse