Наша Газета

ЦБ и ФАС поддержали ужесточение штрафов для банков за обман в рекламе

Климов предлагает правонарушения в сфере рекламы финансовых услуг выделить в специальный состав. «Людей, заманивая льготными кредитами, банки и микрофинансовые организации подсаживают на кредитную иглу. Это происходит повсеместно. Поэтому эта проблема требует особого внимания», — сказал РБК Климов.

Он настаивает на существенном увеличении размера штрафов. «По статитике ФАС, средний размер штрафа за 2013 год составил 113 тысяч рублей. Эта сумма в сравнении с многомиллионными рекламными бюджетами банков выглядит смешно. Задача — сделать штрафные санкции более ощутимыми, чтобы снизить число правонарушений», — пояснил он.

Климов предлагает поднять минимальную планку штрафов с нынешних 100 тыс. до 300 тыс. рублей, а максимальную — с 500 тыс. до 1 млн.

Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина поддержала проект, при этом настаивая на том, что требуется разграничить размеры штрафов в зависимости от вида финансового бизнеса. Например, микрофинансовым организациям многомиллионные штрафы, по ее мнению, могут грозить разорением. Зампред ЦБ Александр Торшин также поддержал законопроект.

Данный проект уже рассматривался конституционным комитетом Госдумы в январе этого года, но был отложен из-за позиции председателя комитета Владимира Плигина. Он сомневался в необходимости повышения штрафов для банков в нынешней экономической ситуации. «Законопроект был внесен осенью прошлого года, и ситуация была иной. Теперь высокие штрафы лишь повредят кредитным организациям», — высказывал ранее свои опасения Плигин.

По данным ФАС, нарушения, связанные с рекламой финансовых услуг, составляют около четверти всех нарушений в сфере рекламы. Так, финансовые компании вводят в заблуждение своих потенциальных клиентов за счет того, что указывают условия по своим продуктам мелким шрифтом. Например, в ноябре прошлого года ФАС оштрафовала на 100 тыс. рублей Связь-Банк за то, что он сообщал неполную информацию по вкладам «Чемпион» и «Чемпион Плюс», а в итоге эффективная процентная ставка по вкладу в отделении была ниже, чем указанная в рекламе. Хоум Кредит Банк антимонопольное ведомство также оштрафовало на 100 тыс. рублей за распространение СМС-рекламы финансовых услуг без согласия абонента на ее получение.

Между тем глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина сомневается в эффективности законопроекта. Она считает, что надо сначала разобраться с понятием недобросовестной рекламы. К тому же надо понять, как именно финансовые организации вводят потребителя в заблуждение, а уже затем вводить меры наказания. «Точно так же и магазины можно штрафовать за недобросовестную рекламу, когда они заманивают покупателей скидкой в 50%. Простое увеличение штрафов ляжет на плечи клиентов, увеличит стоимость кредитов и снизит стоимость депозитов», — заключила Бурыкина.

Конструктор сайтов
Nethouse